Политические и культурные связи Волжской Булгарии и Восточной Руси перед татаро-монгольским нашествием.
Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи рассказывают о столкновениях, но не мало страниц в них уделено и мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 г., когда киевский князь Владимир Святославович (будущий креститель Руси) явился в Булгарию с прагматической целью во главе огромной дружины и союзного торкского воинства.
И.А. Гагин
Политические и культурные связи Волжской Булгарии и Восточной Руси перед татаро-монгольским нашествием.
Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи рассказывают о столкновениях, но не мало страниц в них уделено и мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 г., когда киевский князь Владимир Святославович (будущий креститель Руси) явился в Булгарию с прагматической целью во главе огромной дружины и союзного торкского воинства. В генеральной битве русы одержали победу, но, глядя на булгарских пленных, дядя князя, Добрыня, изрек фразу, зафиксированную русскими летописями: «Сказал Добрыня Владимиру: «Посмотри на колодников, все они в сапогах. Этим дани нам не давать – пойдем, поищем себе лапотников» (13, стр. 159).
Сапоги на ногах пленников, причём надо понимать, не только знатных - это яркая картина, показывающая как Волжская Булгария, всего спустя 20 лет после освобождения от хазарской зависимости, сумела подняться до существенных экономических высот. Владимир одержал победу в сражении, но он, как мудрый политик, понимал, что вассалами Киевской Руси булгары никогда не станут. Из щекотливого положения князя вывели сами булгары, предложив заключить между Волжской Булгарией и Русью выгодный для обеих сторон мирный договор. И сказали болгары: «Только тогда не будет между нами мира, когда камень начнёт плавать, а хмель тонуть» (13, стр. 159).
Уже на следующий год в Киев прибывают булгарские послы и купцы. Подписывается обширный договор о торговле, и вскоре устанавливается сухопутный торговый путь Булгар - Киев.
И всё-таки главная ориентация булгар - мусульманский Восток. В 922 г. булгарский хан Алмус официально принимает ислам, хотя еще задолго до этого, как следует из сведений Ибн-Руста, мусульмане прочно обосновались в Волжской Булгарии. За 10 лет до принятия булгарами ислама он пишет: «Одежда их похожа на мусульманскую, равным образом и кладбища у них как у мусульман».
В период, предшествовавший нашествию татаро-монгольских орд, отношения между восточными русскими княжествами и Волжской Булгарией не были стабильными. Торговые русско-булгарские связи укрепляли их, но столкновения из-за колонизации русскими княжествами земель, входивших в сферу интересов булгар, ослабляли (9, стр. 214). Расчет на силу оружия, которой булгарская дипломатия постепенно вынуждена была сдать позиции, себя не оправдал. Любое вооруженное действие со стороны булгар служило поводом для организации широкомасштабных походов объединенных суздальских, муромских и рязанских дружин по булгарским тылам (6, стр. 75–100).
А. П. Смиронов в одном из своих многочисленных исследований отметил слабость булгарской военной тактики по сравнению с русской. «Летописные сведения дают возможность сделать вывод, прежде всего о том, что булгары были слабыми защитниками своих городов. Основным их войском была легкая конница, пехота имела подсобное значение... Тактика булгар - это в основном тактика кочевников, не привыкших защищать города» (19, стр. 62). При набегах булгары рассчитывали на внезапность удара и на хитрость. Вести правильную осаду они не умели. Подойдя к городу, окружали его и пытались взять измором, выжигая одновременно окружающие деревни и села.
Летописи сообщают только о двух городах, взятых булгарами. Муром, по всей видимости, был взят благодаря внезапности нападения. Но, по летописным сведениям, укрепиться булгары в городе не смогли и вынуждены были через три месяца оставить его (3, стр. 16). Вторым был Устюг. «В лето 6527 (1219 г.) приидоша болгаре на Устюг, и взяша и лестию” (15, стб. 116). Оба города находились на территории, некогда входящей в зону влияния булгар, поэтому причины их захвата вполне понятны. Постепенно, в связи с усилившейся экспансией владимиро-суздальских князей, булгары утратили свое былое влияние на регион. О разгроме булгарских городов русскими дружинами летописи сообщают неоднократно.
В преддверии монгольского нашествия камнем преткновения между Булгарией и восточными русскими княжествами стали земли мордовских племен, расселившихся в Волго-окском междуречье и долгое время служивших буфером русско-булгарской социально-экономической политики. Исторически и национально вся масса мордвы не представляла собой единого целого. Как пишет М. Н. Маркелов, объединяющее название «мордва» чуждо народности. Этим именем она себя никогда не называла, зная четыре племенных наименования: эрзя, мокша, терюхане и каратаи. Две последние группы утеряли свой язык, терюхане обрусевши, а каратаи отатарившись (7, стр. 9).
Существует несколько мнений о происхождении названия «мордва». В настоящее время общепринято мнение профессора Д. В. Бубриха, который считал, что греческое название «мордия» восходит к более раннему «мурдия», «мурьдь», откуда-то взятое готами. «Мурдь» - мордовское слово, означающее «муж». Итак, готы слыхали, как мордовские воины или торговые люди, обращались в своей среде так: «мурьдь» - муж, «мурьдьть» - мужи и поняли это как название народности (1, стр. 31).
А. Х. Халиков пишет, что уже в Х в. мордва была втянута в сферу экономического и политического воздействия Булгарского государства. По его мнению, ряд товаров булгарского экспорта - лисьи и бобровые меха, мед, рыба - поставлялись мордовскими землями. «Часть из них шла в качестве дани, но и не исключено и начало развития между мордвой и Булгарией товарно-денежных отношений, о чем свидетельствуют найденные в мордовских землях восточные дирхемы, в том числе чеканенные в городах Булгаре и Суваре» (22, стр. 161). Но, как доказывает А. П. Смирнов, с самого начала мордовские племена оказались в тяжелом положении. Находясь территориально между булгарами и русскими, и став ареной борьбы между ними, мордовские племена вынуждены были войти в вассальные отношения к тому или другому государству. Сложившаяся историческая обстановка с самого начала предопределила поведение мордовских князей.
В начале XIII в., среди части мордвы образовалось полуфеодальное объединение, во главе которого стоял князь (инязор) Пургас. На основании изучения географической топонимики, можно предполагать, что летописная «Пургасова волость» занимала территорию в бассейне рек Суры, Алатыря, Пьяны со среднего течения Мокши (8, стр. 21). Она являлась районом преимущественного расселения эрзи и находилась под протекторатом Волжской Булгарии. Князь Пургас предпринимал непосредственное участие в походах булгарских феодалов против русских княжеств и той части мордвы, которая была в союзе с русскими князьями. Ипатьевская летопись свидетельствует, что Ярославу Святославичу, князю муромо-рязанскому, часто приходилось вести борьбу с отдельными мордовскими племенами и не всегда успешно (15, Стб. 456).
Лаврентьевская летопись также повествует о походах Пургаса, упоминая, в частности, нападение подчиненных Пургасу мордовских племен на Нижний Новгород (14. Стб. 450-451). Если следовать логике заключения политических соглашений в период раннего средневековья, то вполне вероятно, Пургас был привязан к Булгарии родственными узами. Возникает вопрос, не имеет ли к нему отношение погребенная в гробнице булгарского феодала женщина с богатыми мордовскими украшениями (22. С. 161). Жить в столице Волжской Булгарии и найти последнее пристанище в роскошной усыпальнице простая иноплеменная женщина вряд ли смогла. Без сомнения, она была выдана замуж за представителя булгарской знати в результате политического соглашения между булгарами и определенной группой мордовских племен. Практика заключения договоров и союзов подобного типа является естественной для средневековья и примеров тому великое множество. В частности, хазарский каган брал в жены дочерей и родственниц вождей всех народов, выплачивающих Каганату дань. Это один из типов даннических отношений. В то же время существовала практика подтверждения незыблемости заключенных договоров между государственными образованьями брачными соглашениями, так как родственные союзы почитались очень высоко.
Не является исключением и русская история. Д.И. Прозоровский доказывал, что нормой обычного права закреплялась обязанность князя при заключении договора вступать в брачные отношения с ближайшими родственницами новоиспеченных союзников. Поэтому многоженство князя – обычное явление в языческой среде (12, стр. 22). После принятия христианства на Руси институт многоженства был отменен, но обычай продолжал существовать. Князь женился один раз, но у него, как правило, было немало сыновей и дочерей, которые были просто обречены служить государственным интересам в виде женихов и невест для заключения династических браков.
Вполне основательна точка зрения А. Х. Халикова и И. Х. Халиуллина, что булгары так настойчиво добивались мира с Владимиро-Суздальской Русью в 1220 г. и даже пожертвовали своими территориями в Волго-окском регионе по весьма серьезным причинам. Тесно связанные с народами Средней Азии, булгары были информированы о положении дел на Востоке. Узнав о вторжении монголов в 1219 - 1220 гг. в крупнейшие культурно-экономические и политические центры Средней Азии и их жесточайшем разгроме, «булгары почувствовали нависшую над ними угрозу» (23, стр. 5).
В 1229 г. на шесть лет был продлен мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью. Несомненно, булгарская дипломатия делала попытки привлечь восточные русские княжества, особенно Владимиро-Суздальское, к военному союзу против татаро-монгол, но, как мы знаем, русские князья не объединились даже тогда, когда угроза уничтожения находилась непосредственно на пороге их собственного дома. Убедившись, что союз против монгол с русскими невозможен, булгары добились их нейтралитета, полностью передав им свои сферы интересов на мордовских территориях.
Мы видим, что первая поход татаро-монгол оказался бессильным против сплоченных булгаро-половецко-башкирских сил, поэтому и понадобилась новая армия. Башкиры не выдержали войны. Скорее всего, многие башкирские баи разрешили себя убедить хитрым монгольским дипломатам о бесперспективности сопротивления и о милости к ним монгольского хана в случае изъявления покорности. Только тогда, под натиском превосходящих сил, пала держава булгар. «В лето 6744... приидоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожнии Татари, и взяша славный Великий город Болгарьский и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца и взяша товара множество, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша” (14, стб. 458).
Можно констатировать, что, казалось бы, взаимная заинтересованность в торговых связях могла бы послужить основой для мирного сотрудничества Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальской Руси, однако, из характера торговых отношений обеих государств можно сделать вывод о неизбежном столкновении между ними. Две конкурирующие страны с явным перевесом сил на стороне Руси не могли иметь долгого мира в связи с экспансионистской политикой владимиро-суздальских князей. По мере укрепления Владимиро-Суздальской Руси, по мере продвижения ее на восток, военные столкновения учащаются, так как булгары вынуждены защищать сферы своих интересов, что побуждает их к ответным действиям. На обеих сторонах принимают участие втянутые в конфликт половецкие и мордовские союзники обеих противниц. Русь более активна, походы ее князей чаще всего заканчиваются успехом. В преддверии смертельной опасности с Востока Волжская Булгария уступает Владимиро-Суздальской Руси свои сферы интересов на мордовских территориях. Длительная борьба с татаро-монголами заканчивается гибелью Волжской Булгарии в 1236 г. Участь Владимиро-Суздальской Руси, не пожелавшей оказать поддержку Булгарии, также была предрешена.
Дата публикации: 01/12/2006 Прочитано: 20041 раз Дополнительно на данную тему:
Взаимодействие Волжской Булгарии и Древней Руси
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОКСКИХ ВЯТИЧЕЙ
НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
Рязань и половцы
Функциональная структура средневековой дипломатии.
Дипломатия в системе государственного управления средневековых стран на примере дипломатической практики Волжской Булгарии (VIII – X вв.)
Принцип «разделяй и властвуй» в системе управления aнародами-сателлитами в дипломатической практике Византийской империи
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в специализированных высших учебных заведениях Российской Федерации.
Попытка исламизации Киевской Руси: к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X в.
Отражение культуры и нравов делинквентной среды в искусстве
|