Главная | Новости | Дискуссионный клуб | Книги | Статьи | Гостевая книга | Контакты



Рязань и половцы

История взаимоотношений «дикой степи» и Рязанского княжества всегда оставалась напряженной, часто трагической и, в какой-то степени, завораживающей.

И. А. Гагин

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

Академии права и управления МинЮста РФ

 

 

Рязань и половцы

 

История взаимоотношений «дикой степи» и Рязанского княжества всегда оставалась напряженной, часто трагической и, в какой-то степени, завораживающей. В силу географических особенностей Рязанские земли были пограничными с территориями, исторически облюбованными номадами, поэтому, желали того рязанцы или нет, но контактировать с кочевниками им приходилось постоянно. Контакты эти, чаще всего, носили негативный характер в силу несхожести культур и менталитета земледельческих и кочевых народов. И в то же время можно уверенно говорить и о многочисленных политических договорах между ханами и рязанскими князьями, и о брачных союзах, и о совместных походах против общего противника. Скудость источников не позволяет нам нарисовать яркую и подробную картину этих взаимоотношений. И все же возможность приподнять над ними завесу, даже с имеющимся в наличии количеством источников, есть. Сделать это необходимо для того, чтобы понять, как происходило становление Рязанской земли, как жили наши предки в те покрытые туманом забвения времена, когда только зарождался русский этнос и происходило становление Рязанской Руси.

Половцами на Руси называли народ кипчаков, явившейся из азиатских глубин в следствии очередного перемещения многочисленных тюркских племен. «Половый» – значит цвета ржаной соломы, то есть, представители этого народа были не просто светловолосы, а имели волосы цвета спелой ржаной соломы. Помните, как звучат строки знаменитого есенинского стихотворения:

…Мои волосы словно из ржи, если хочешь, на палец вяжи

Я ни капли не чувствую поли. Я хочу рассказать тебе, поле…1

Вполне возможно, что далеким предком великого русского поэта мог быть половчанин или половчанка, для которого эта земля стала родной. Определенная часть кочевников оседала и смешиваясь с земледельцами, принимала их культуру и быт. Нельзя забывать о знаменитых торках, о берендеях, посилившихся в русских пределах и основавших поселения, таких как Торческ. На Руси их даже называли своеобразно – «свои поганые».

Для огромного большинства людей носители тюркских языков, к которым относились и половцы – это черноволосые люди с выраженной азиатской антропологией. По сути дела так оно и есть, но здесь  мы столкнулись с особым случаем, который необходимо прояснить.

Попытки проследить историю половцев (кипчаков) с древнейших времен уже неоднократно предпринимались исследователями. Народ половцев-кипчаков начал складываться  во времена Тюркютского каганата и является хранителем и продолжателем  многих его культурных традиций. Л.Н. Гумилев уверенно считает, что одной из составных частей кипчакского этноса явились западные динлины, впервые упомянутые в числе племен, покоренных хуннами.2 Предположительно, они были светловолосыми и, по всей видимости, именно их потомками явились сары – одна из ветвей кипчаков, первой вошедшей в контакт с Русью в XI веке.

Занимая часть степного пространства между Сыр-Дарьей и Черным Иртышом, предки кипчаков смешались с кангарами. Результатом этого смешения и явилось образование народа кипчаков. В IX в. кипчаки вошли в состав государства кимаков, с распадом и гибелью которого связан их самостоятельный выход на историческую арену.

Падение державы кимаков было вызвано удельно-племенными раздорами и социальными противоречиями. Начало миграции положили племена каи, вышедшие из подчинение хану кимаков. Если к названию «каи» подходить с позиции монгольского языка, то оно означало «змеи».3 Первоначально они обитали в Центральной Азии и были известны под названием «хай» или «кай». В конце  VIII в. они переселяются на запад и занимают долину Иртыша, став соседями народа кун. Именно столкновение этих соседствующих народов и послужило толчком к новой великой миграции народов из Центральной Азии в Восточную Европу.4

Сельджукский придворный врач Марвази сообщает, что народ кун покинул свои исконные кочевья из-за «тесноты пастбищ», но главная причина была внешняя: «Их преследовал народ, который называется каи. Они многочисленнее и сильнее их. Тогда куны переселились на земли сары, а сары ушли в земли туркмен. Туркмены переселились на восточные земли гузов, а гузы ушли в страну печенегов».5

С сообщением Марвази согласуются хроники армянского историка Матвея Эдесского: «В 1050 году (499 год армянской эры) какой-то «народ змей» разбил «светловолосых», а те разбили гузов и печенегов, после чего все вместе выступили против страны ромеев».6

«Народ змей» – это каи, «светловолосые» же сары, так как слово «сары» с тюркского переводится как «желтый», «светлый». В древнетюркском языке сходное значение имело и слово «кун». Именно поэтому в рассказе Матвея Эдесского сары и куны слились в один «светловолосый» народ. Современные исследователи склонны предполагать, что куны являлись восточной ветвью половцев, а сары – западной.

В русских летописях половцы порой именуются «саракине», «сорочины». Эти названия могли произойти от слияния слов «сары» и «кун», поскольку русские рассматривали половцев как один народ. Но пришли они двумя волнами. Это доказывает факт деления половецкой земли на две части: Белую Куманию к западу от Днепра и Черную Куманию – к востоку.

Поскольку народ сары шел впереди кунов, то без сомнения именно он образовал западную ветвь половецкого народа, кочевавшего в степях Белой Кумании. Русские книжники-летописцы отразили этот факт в библейской версии происхождения половцев. О происхождении сарацин (половцев) летописец сообщает: «а Срацини от Измаила и творятся Сарины и прозваша имя собе Саракине, рекше Сарины Есмы».8 Название появившегося в 1055 году у рубежей Руси народа сары и могло вызвать у летописца, стремившегося найти библейское обоснование происхождения половцев, ассоциацию с детьми Сары и Измаила. Как потомки Измаила, половцы не единожды фигурируют в летописях.9

Населенная потомками кунов восточная часть Половецкой земли получила название Черная или Великая Кумания. Помимо Черной и Белой Кумании у персидского географа и историка ал-Идриси упомянута Внешняя Кумания. С.А. Плетнева отождествляет Внешнюю Куманию с одной из орд «диких половцев», которые кочевали близ Рязанской земли к северу от Половецкой земли. «Дикими» их называли по той причине, что они не пожелали войти ни в один из образовавшихся в XII веке половецких союзов.10 

Когда половцы подошли к пределам Рязанских земель, летопись не сообщает. По всей видимости, приблизительно в то же самое время, когда половецкие разъезды появились перед заставами южнорусских княжеств. Возможно, чуть позже и связано это с тем, что основное направление движения переселенцев было южнее. Скорее всего, племена, заселившие степи у рязанских рубежей, двигались вместе со вторым потоком кипчаков, образовавших Черную Куманию.

 Как писал историк Д. Иловайский, «соседство с этими дикими ордами, конечно, не осталось без влияния на жителей Приокских земель, и внесло в эти земли новый элемент населения, враждебный Славяно-русскому началу. Стоит только прочесть у летописца описание Половецкого быта, чтобы понять, каково могло быть влияние кочевников. «Яко же се и при нас ныне Половцы законъ держать отецъ своихъ, кровь Проливати, и хвалящеся о сихъ, ядуще мертвечину и всю нечистоту, хомяки, и сусолы; поимаютъ мачехи своя, ятрови, и иные обычаи отець своихъ творятъ»11.

Исходя из периодизации внутренней истории половцев после захвата ими восточноевропейской степи, в истории русско-половецких отношений можно выделить четыре периода.12 Первый период - середина XI – начало XII веков - характеризовался активной наступательной политикой половцев. В это время они совершают многочисленные грабительские походы на русские земли, как правило, удачные. Победоносные походы Владимира Мономаха против половцев знаменовали собой конец этого периода.

Второй период - 20-е – 60-е годы  XII века – ознаменовался окончанием процесса освоения половцами южнорусских земель. Если в первый период им была присуща таборная система кочевания, характерная отсутствием у кочевников постоянных вежей, то в первой половине  XII века половцы уже занимают определенные территории, на которых находятся их постоянные вежи. В это время половцы принимают активное участие в междоусобных войнах русских князей.

Третий период – вторая половина  XII века – характерен быстрым сближением русских и половцев. Половцы играют постоянную активную роль в политике русских княжеств, русские и половцы предпринимают совместные грабительские набеги, союзнические походы. Путем заключения многочисленных браков устанавливаются родственные связи между русскими князьями и половецкими ханами. Враждебные столкновения, подобные походу Игоря Святославича новгород-северского в 1185 году, носят эпизодический характер.

С конца  XII века начинается последний, четвертый период русско-половецких отношений, закончившийся с приходом татаро-монгольских полчищ на Русь. Его отличительной особенностью является почти полное отсутствие военных действий между русскими и половцами. В этот период половцы продолжали активно участвовать в княжеских конфликтах на Руси. Еще более частыми становятся брачные союзы между русскими и половецкими знатными родами. Нашествие татаро-монгол положило конец господству половцев в восточноевропейских степях. Тогда же прекратились и русско-половецкие связи.

Первое летописное упоминание г. Рязани связано с именем князя-изгоя Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого. По версии летописцев это был беспринципный человек, не гнушающийся ничем для достижения своих честолюбивых целей. Он вел борьбу с киевским князем Святополком Изяславичем и Владимиром Всеволодовичем (Мономахом) за власть над черниговскими землями. Проиграв, он отправился в Смоленск, но «смоляне отказались принять в свой город князя, который приобрел недобрую славу за свою дружбу с половцами».13

Обратим на этот факт внимание. Олег Святославич, получивший прозвище «Гориславич» был дружен с половцами. Он неоднократно пользовался их помощью для решения своих проблем, чем заслужил недобрую славу. Однако, известный ученый Л.Н. Гумилев, в одном из своих многочисленных исследований, дает совершенно другую характеристику опальному князю: Олег Святославич за прожитые им 60 лет не совершил ничего позорного.14

Это был князь-воин, достойный сын Святослава Ярославича. Сам Святослав после смерти старшим и младшим братьями (Изяславом Ярославичем и Всеволодом Ярославичем) был объявлен узурпатором власти, занявшим киевский престол при живом князе.15 Этого Изяслав ему простить не смог. Сыновья же Святослава превратились в изгоев, поэтому Олег сражался за то, что бы вернуть принадлежащее ему по праву как внуку Ярослава Мудрого.

Да, он неоднократно в своей борьбе привлекал половцев. «Так-то оно так, - пишет Л.Н. Гумилев, - но что сказать о Владимире Мономахе, который первый нанял половцев и разорил с их помощью Минск, да так, что там не осталось ни одной живой души. А затем он сам отмечает, что заключил с половцами «19 миров» и использовал половецких наемников в войне против Олега. Да и другие князья не брезговали половецкой помощью…».16

Из под Смоленска Олег Святославич был вынужден отправиться в дальний и дикий удел, принадлежавший по завещанию Ярослава Мудрого его отцу – муромо-рязанские земли. Несомненным является тот факт, что город Рязань существовал еще до года упоминания в летописях (1096 г.). Правда неизвестно, каким князем он был основан. Можно предположить, что Рязань основана при Ярославе Владимировиче Мудром и служила, с одной стороны, преградой движению кочевников, с другой, являлась перевалочной базой и одним из опорных пунктов Великого Волжского пути, связывающего страны Востока с Русью и Европой.

Олег Святославич продолжал вести упорную борьбу за «отчину» и в конце концов вернулся в родной Чернигов, посадив в Рязани младшего брата Ярослава, ставшего родоначальником рязанской и муромской княжеских династий. Вполне возможно обстоятельство, что Олег завещал брату свои половецкие связи. Нет сомнений, что такие связи были и возможно очень тесные, закрепленные родственными узами. Не напрасно Олег упорно отказывался участвовать в совместных походах против половцев. Правда, по настойчивому требованию двоюродных братьев, Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха, в один такой поход он вынужден был отправиться, но повел дружину окружными путями, часто останавливался на роздых и естественно не успел к установленному сроку, чем сильно разгневал родственников.

И еще один эпизод, приоткрывающий истинный образ князя Олега перед потомками, эпизод, просто взбесивший великого киевского князя. Святополк Изяславич являлся самым главным сторонником войны с половцами. Купеческие круги Киева – работорговцы – были настроены крайне воинственно, потому что война их кормила.17 Один из половецких ханов по имени Итларь был приглашен великим киевским князем для проведения переговоров и предательски умерщвлен в Переяславле. У Олега Святославича гостил сын Итларя, выдать которого, по требованию официального Киева, князь отказался.

Что это, благородный жест, политический расчет или защита  половецкого родственника? Политический расчет сразу отпадает, потому что ничего хорошего Олегу это не принесло, а наобород, после этого события князья и киевский епископ попытались вызвать Олега на суд и жизнь его резко усложнилась. Возможно, благородный жест: князь посчитал ниже своего достоинства стать обыкновенным предателем и обмануть доверившегося ему человека. Но и защита молодого половецкого родственника вполне возможна, хотя это простое предположение. Никаких доказательств не существует.

По смерти Ярослава Святославича все Муромо-Рязанские земли достаются его сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу. Юрий до смерти правил в Муроме, потом его сменил Святослав. Ростислав, став единоправным рязанским князем, был вынужден бороться с «долгоруким» соседом, зарившимся на рязанские земли. Это был  младший сын Владимира Мономаха, Юрий, которого так потом и прозвали – Долгорукий.

Рязанские князья меняли свое отношение к половцам в зависимости от политической ситуации. Зажатые между степью и Владимиро-Суздальским княжеством, они то искали поддержку у половцев, то выступали против них, нередко в союзе с другими русскими князьями. Так, Никоновская летопись сообщает под 1131 г.: «князи Рязанстии и Пронстии и Муромстии много половець побиша». В следующем году в «Рязани тысяцкий Констянтин многих половець поби и загоне».18

В 1146 г. Ростислав Ярославич принял сторону великого князя киевского Изяслава Мстиславича в его борьбе с Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким, союзником которого был Святослав Олегович Новгород-Северский. Когда Юрий Долгорукий двинулся на помощь новгород-северскому князю, Ростислав, по требованию Изяслава, напал на Суздальскую землю. В ответ Юрий Долгорукий послал своих сыновей Ростислава и Андрея на Рязань. Силы были неравными, поэтому Ростислав Ярославич вынужден был бежать к половецкому хану Елтуку.

Сразу возникает вопрос, почему он не бежал к своему союзнику, киевскому князю, а ищет поддержки у половецкого хана? Причем Ростислав прожил у половцев не неделю, и не месяц, а несколько лет. Только в 1149 году он смог вернуться в Рязань. Для того, чтобы столько лет прожить у половцев, надо было как минимум иметь с ними какие-то родственные отношения. Летопись ничего не говорит о жене князя Ростислава. Вполне возможно, что Ярослав Святославич женил своего младшего сына на дочери половецкого хана, подтвердив таким образом союз, заключенный еще его старшим братом Олегом с одним из половецких племен, раскинувших свои вежи недалеко от рязанских границ. Упомянутый в летописи хан Елтук – его тесть. Сразу становится понятной такая тесная связь между рязанским князем и половецким ханом.

Юрий Долгорукий, лютый враг и троюродный брат Ростислава, так же имел половецкую жену. Это как раз один из «19 миров», заключенных с половцами Владимиром Мономахом, отцом Юрия. Летопись донесла до нас известие о тесте Юрия Долгорукого, хане Аепе, отравленном булгарами во время переговоров. Поэтому вполне возможно, что упомянутый летописями хан Елтук был тестем Ростислава Ярославича Рязанского.

Как уже отмечалось выше в 1149 году Ростислав возвращается в Рязань, вынужденный под гнетом обстоятельств принять союз с Юрием. Понимая, что силы его недостаточны для самостоятельной борьбы с Долгоруким, он ищет союза со Смоленском. Долгорукий заставил рязанского князя отказаться от этого союза и в 1154 году прогнал Ростислава «в половцы», а в Рязани посадил своего сына Андрея. Очень скоро Ростислав вернулся с половецким войском и изгнал Андрея из Рязани. Так складывалась история взаимоотношений Рязани и половцев с момента их появления до середины  XII  столетия.

Взаимоотношения Рязани и половцев во второй половине  XII века отмечены более драматическими событиями. Летописи чаще упоминают о столкновениях и походах. Причина, скорее всего, кроется в том, что в половецких племенах, кочующих недалеко от рязанских пределов, к власти приходят ханы, менее лояльно относящиеся к соседям, не имеющие с рязанскими князьями родственных связей. Хотя, летописные данные показывают, что многих ханов даже родственные связи не останавливали от грабительских набегов.

Так, киевский князь Святополк Изяславич взял в жены дочь знаменитого Тугоркана, но земли свои, как вскоре выяснилось, от нападения тестевых подданных не избавил. В конце концов зять был вынужден, не думая ни о каком сыновнем почитании тестя, разгромить его рати на реке Трубеж, где Тугоркан, ставший в русском фольклоре прообразом Тугарина Змеевича, сложил свою голову. Грабеж земледельческих народов – часть дохода кочевого общества, поэтому авторитет ханов среди его воинов зависел от их удачливости. Чем чаще он совершал походы, тем большим авторитетом он пользовался.

В 1156 году «приходиша половцы на Резань на Быструю Сосну и многих пленивше поидоша восвоа и не дошедши им своих ополчишася погоня за ним…и полон отполони и их изби».19 Князья ростовские, суздальские рязанские, пронские и муромские в 1160 году «идоша на половцев за Дон». В 1187 и 1195 годах «множество половець приходиша на Резань и много зла сотвориша и оть идоша восвояси». 1199 год знаменуется походом владимирского князя Всеволода на половцев «по просьбе князей резанских».20

С начала XIII века отмечено активное участие половцев в междоусобицах рязанских князей. Печальное известие получил заговор князей Глеба и Константина Владимировичей, в результате которого было убито шесть рязанских князей. По их инициативе в княжеском селе Исадах (7 км. от Старой Рязани) был созван съезд князей для обсуждения вопроса о распределении уделов. Во время пира в шатре Владимировичей 20 июля 1217 года их людьми и специально приглашёнными половцами, спрятанными за стеной шатра, был убит родной брат Глеба и Константина Изяслав и пять двоюродных братьев: Михаил Всеволодович (Кир-Михаил), Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоривечи. Уцелел только князь Ингварь Игоревич, «который не успе приехати к ним…».

По мнению исследователей, это была попытка объединения Рязанской земли путём уничтожения всех родственников, претендовавших на уделы и великокняжеский рязанский стол. Глеб и Константин для совершения преступления нашли опору в половецких наемниках, но после избиения шести князей – держателей рязанских и пронских волостей, великим рязанским князем становится Ингварь Игоревич. В планы братьев-заговорщиков это не входило, поэтому Олег, Глеб и Константин Владимировичи в 1218 году вместе с половцами напали на Рязань, но потерпели поражение от войска Ингваря.

В 1220 г. Ингварь Игоревич сам совершает удачный поход на половцев. По всей видимости, это был мощный удар по союзникам князей-братоубийц. Половцы потерпели сокрушительное поражение и надолго присмирели, не решаясь больше тревожить рязанские границы. По крайней мере, летописи больше не упоминают половцев в отношении Рязани. Даже если и происходили какие-то столкновения, то они были незначительны и не заинтересовали летописцев.

 

1 Есенин С.А. Избранное. – М., 1981. С. 85.

2 Гумилев Л.Н. Динлинская проблема // Известия Всесоюзного Географического общества. – М., 1959. № 1. С. 19.

3 Ахинжанов С.М. Из истории движения кочевых племен евразийских степей в первой половине  XI в. // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. – Алма-Ата, 1980. С. 47.

4 Князький И.О. Русь и степь. – М., 1996. С. 44.

5 Кумеков Б.Е. Государство кимаков  IX – XI вв. по арабским источникам. – Алма-Ата, 1972. С. 128.

6 Там же. С. 125.

7 Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества X-XIII веков. М., 1975. С. 261.

8 ПСРЛ. – М., 1962. Т. 2. Стлб. 224.

9 ПСРЛ. - М., 1962. Т.1. Стлб. 162; ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 152.

10 Плетнева С.А. Указ. соч. с. 266.

11 Иловайский Д. .И. История Рязанского княжества // Рязанское княжество. - М., 1997. С. 13.

12 Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

13 Иловайский Д.И. Указ. соч. С. 15.

14 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1992. С. 218.

15 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Собр. в 15 тт. – М., 1988. Т. 1.

16 Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 215.

17 Там же. С. 216.

18 ПСРЛ. - М., 1962. Т. 2. Стлб. 296.

19 Там же.

20 Рязанская энциклопедия. Археология. История (с древнейших времен по XVI  век). – Рязань, 1992, Т. 6. С. 126.

 

 

 

 

 

 


Дата публикации: 01/12/2006
Прочитано: 13075 раз
Дополнительно на данную тему:
Взаимодействие Волжской Булгарии и Древней Руси
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОКСКИХ ВЯТИЧЕЙ
НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
Функциональная структура средневековой дипломатии.
Дипломатия в системе государственного управления средневековых стран на примере дипломатической практики Волжской Булгарии (VIII – X вв.)
Принцип «разделяй и властвуй» в системе управления aнародами-сателлитами в дипломатической практике Византийской империи
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в специализированных высших учебных заведениях Российской Федерации.
Политические и культурные связи Волжской Булгарии и Восточной Руси перед татаро-монгольским нашествием.
Попытка исламизации Киевской Руси: к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X в.
Отражение культуры и нравов делинквентной среды в искусстве

Назад | Начало | Наверх
Ссылка http://xn--80adjblcb0bdddhgimth.in.ua/aminokisloty/100-bcaa-400g.html|ортомол витамины официальный сайт, arthro immun|Манга Боруто 2 глава читать онлайн бесплатно на сайте www.boruto.club.