Главная | Новости | Дискуссионный клуб | Книги | Статьи | Гостевая книга | Контакты



Попытка исламизации Киевской Руси: к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X в.

Благодаря исследованиям российских ученых проблема социально-политических и культурных взаимосвязей Древней Руси и Волжской Булгарии на сегодняшний день изучена довольно полно. Но остаются еще «белые пятна», ждущие своих исследователей.

И.А. Гагин

Г. Рязань

 

Попытка исламизации Киевской Руси:

к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X веке.

 

Благодаря исследованиям российских историков, археологов, нумизматов и лингвистов проблема социально-политических и культурных взаимосвязей Древней Руси и Волжской Булгарии на сегодняшний день изучена довольно полно. Хотя остаются еще «белые пятна», ждущие своих исследователей. В частности, вопрос о попытке со стороны мусульманской Волго-Камской Булгарии привязать языческую Русь к своей политике и сделать ее форпостом ислама в Европе. Существуют источники, доказывающие, что такая попытка была предпринята посольством булгар к князю Владимиру Святославичу в 986 г.

Волжская Булгария принимает ислам непосредственно от Багдадского халифа ал-Муктадира в 922 г. минуя среднеазиатских посредников в лице хорезмийского эмира. Таким образом, она становится самой северной страной исламского мира, а столица ее, город Булгар, воистину являлся восточным, в культурном смысле, городом. Языческая в то время Русь, находясь на торговом пути «из варяг в греки», тяготела к Западу. Владимир Святославович, придя к власти в 980 г., принимается за религиозную реформу на основе язычества, но безрезультатно: реформированное язычество не могло в силу своей недостаточной развитости бороться с местными племенными культами. После заключения в 985 г. «Вечного мира» с булгарами последние сделали предложение киевскому князю принять ислам и исламизировать Русь.

Лаврентьевская летопись под 986 г. (лето 6494) сообщает: «Придоша Блогары веры Бохъмиче. Глаголяше яко ты князь еси мудр и смыслен. Не весь закона, но верун в закон наш и поклонися Бохъмиту» (ПСРЛ. М., 1962. Т.1. С. 84). Предложение официальному Киеву веры - акт продуманный и не случайный. Принятие ислама Русью сулило огромные выгоды Волжской Булгарии. Здесь знали о попытках религиозной реформы Владимира и их провале. По все видимости, булгарский эмир в споре с Киевом (военный конфликт 985 г.) легко отступился от вятичей именно с целью втянуть Русь в сферу своих интересов через ее исламизацию. Если бы киевский князь надумал уверовать в Аллаха посредством булгар, то политический вес булгарского эмира заметно вырос бы в глазах мусульманского мира. Есть свидетельства, указывающие на то, что в положительном решении вопроса были заинтересованы не только булгары, но и хорезмийцы.

Для булгар Русь - это один из основных торговых партнеров (Валеев Р. М. Торговые связи Волжской Булгарии и Руси в домонгольский период. //Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 26), а также держава, прикрывающая путь на Запад, к его рынкам. Исламизация Руси открывала для Волжской Булгарии огромные политические и экономические выгоды, поэтому, узнав о сомнениях киевского князя в вопросе выбора веры, булгарский эмир послал дипломатическую миссию, уполномоченную вести переговоры и по данному вопросу.

Выбор религии, производимый Русью, не был каким-то уникальным, не имеющим прецедентов событием. Для средневековья это было не исключение из правил, а довольно обычное явление. Ранее перед необходимостью сделать выбор оказался Хазарский каганат, правительство которого их трех религий: христианства, ислама и иудаизма остановилось на иудаизме. Летописный рассказ об испытании вер сложился под влиянием хазарского религиозного фольклора, так как эти легенды через посредство живших в Киеве евреев стали известны «русским грамотеям и оказали влияние на детали повести» (Бахрушин С. К вопросу о крещении Киевской Руси // Историк-марксист. 1937, № 2. С. 4), созданной не во времена Владимира Святославовича, а много позже.

Для Владимира принятие той или иной веры было, прежде всего, вопросом политическим и, скорее всего выбор шел между двумя религиями: христианством византийского толка и исламом. Летописец сообщает, что Владимир, выслушав булгарских послов и порасспросив их об особенностях ислама, уклонился «от магометанства из-за нежелания отказаться от свойственного Руси «веселия», в котором иные исследователи видели выражение национальной русской жизнерадостности» (Бахрушин С.. С. 49).

Отклонение Владимиром ислама произошло не сразу и не из-за запрета Кораном пить вино. Иллюзорность данного запрета наверняка была известна киевскому князю, так как пристрастность многих халифов к вину не являлось чем-то секретным (Мец, Адам. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. С. 130). Не вызывает сомнений, что булгарским дипломатам на самом деле удалось заинтересовать Владимира и в Булгар было отправлено ответственное посольство, что зафиксировано летописцем (ПВЛ / Пер. и коммент. Д.С. Лихачева. М., 1950. С. 161). Далее следует повествование о путешествии послов по землям немцев, иудеев и византийцев, что в действительности, является легендой.

Существуют арабские источники, опровергающие летописную точку зрения об «испытании вер». Имеются два сходных в основных деталях рассказа о посольстве Владимира в Хорезм и о якобы имевшем место обращении русов в ислам. Один из этих рассказов сохранился у арабского ученого, врача по профессии Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази (ХI в.), второй его вариант - у персидского писателя из Индии Мухаммеда ал-Ауфи (ХIII в.). Оба автора повествуют о том, что русский князь направил послов к хорезм-шаху с целью выяснить преимущества мусульманской веры. Ал-Марвази, в частности пишет: «Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырех человек из приближенных их царя: потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир... И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался хорезмшах решению их обратиться в ислам» (Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948 . С. 258).

Таким образом, нет сомнений, что это сообщение может иметь какую-то реальную основу. Несомненно, что Владимир отправил посольство в Волжскую Булгарию, а затем оно проследовалов Хорезм к эмиру ал-Мамуну ибн-Мухаммеду. В. В.  Бартольд считает, что посольство русичей легко могло быть истолковано мусульманами в смысле желания принять ислам, что и было зафиксировано арабскими писателями (Бартольд В. В. Новые мусульманские известия о русах. М., 1963. Т. 2. Ч. 1.  С. 807). Более вероятно то, что посольство в Хорезм отправилось не для ознакомления с исламом (Русь свободно могла сделать это в Булгарии), а для выяснения  политического состояния мусульманского мира.

Что же представлял из себя мир Ислама второй половины 80-х гг. X столетия? Багдадский халиф реальной силой не обладал. Практическими правителями Ирака и Западного Ирана были Буиды, разодравшие страну на три части. Правители Сирии потерпели ряд серьезных поражений от Византии, так что даже часть их северо-западных владений была захвачена последней (Мец, Адам. С. 12). Могущественнейшей на востоке мусульманского мира была держава Саманидов. Им подчинялись Афганистан и Восточный Иран. Однако в последней четверти века и это государство шло к упадку. В правление Нухра II (976 - 997 гг.) государство Саманидов постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов (Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972. С. 345). В 80 - 90-е гг. Х в. от Бухары стал фактически независим Хорезм.

Ал-Мамун ибн-Мухаммед, по всей видимости, уже торжествовал победу, считая вовлечение Руси в мусульманскую веру делом решенным, но состояние исламских государств дало основание Владимиру усомниться в способности ислама укрепить его власть. Владимиром, по мнению С. П. Толстова, было принято единственно правильное решение в этой обстановке: разрыв с исламом и окончательный поворот в сторону христианства. Разразившаяся непосредственно вслед за принятием Русью христианства девятилетняя война с печенегами (988 - 997 гг.) стоит, по С. П. Толстову, в тесной связи с этими событиями (Толстов С.П. С. 262). Ал-Бекри указывает на исламизацию печенегов около этого времени хорезмийскими миссионерами (Куник А., Розен В. Известие ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах //Записки  императорской Академии Наук. СПб., 1878. Т. 32. Ч. 1. С. 213). Война закончилась в год смерти хорезмшаха Мамуна ибн-Мухаммеда, что позволяет видеть в печенежском наступлении прямую враждебную акцию Хорезма, своего рода возмездие за отказ Владимира исламизировать Русь.

1.     Инициатор миссионерской деятельности на Руси, Волжская Булгария, потерпев дипломатическое поражение в вопросах исламизации западного соседа, придерживалось рамок соглашения с Владимиром и в конфликте участия не принимала. А. П. Смирнов отмечает, что булгары, однажды заключив договор, скрупулезно старались не выходить за его рамки и если это происходило, то исключительно по принуждению или как акт защиты их интересов (Смирнов А. П. Древняя Русь и Волжская Булгария // Славяне и Русь. М., 1968. С. 170). Русь интересовала булгар как рынок сбыта и своих товаров и товаров, привозимых с Востока. В свою очередь, Русь была заинтересована в Булгарии в неменьшей степени, о чем говорит существование в булгарской столице русской колонии. Как доказательство - находки крестов из камня, иконок, каменных образков, различных бытовых предметов. Русские иконки и крестики не могли быть куплены булгарами, так как являлись предметами христианского религиозного культа и могли принадлежать исключительно христианам, то есть русам, постоянно жившим в городе Булгаре (Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Булгария в Х - XV вв. М., 1989. С. 47).


Дата публикации: 01/12/2006
Прочитано: 9076 раз
Дополнительно на данную тему:
Взаимодействие Волжской Булгарии и Древней Руси
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОКСКИХ ВЯТИЧЕЙ
НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
Рязань и половцы
Функциональная структура средневековой дипломатии.
Дипломатия в системе государственного управления средневековых стран на примере дипломатической практики Волжской Булгарии (VIII – X вв.)
Принцип «разделяй и властвуй» в системе управления aнародами-сателлитами в дипломатической практике Византийской империи
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в специализированных высших учебных заведениях Российской Федерации.
Политические и культурные связи Волжской Булгарии и Восточной Руси перед татаро-монгольским нашествием.
Отражение культуры и нравов делинквентной среды в искусстве

Назад | Начало | Наверх
тройник чугунный тф с цпп|Где купить спиннер, about